В чем отличие многофункциональных инвалидных колясок
Многофункциональные инвалидные коляски – предназначены для людей с тяжелыми формами инвалидности.
Которым для комфортного нахождения в кресле необходимы дополнительные опции, отсутствующие на
обычных колясках дома и улицы.
Повышенная функциональность
Предусматриваются подголовник, абдуктор, фиксирующие ремни и многие другие опции.
Используемые для фиксации тела в правильном положении, снижения вероятности падения с кресла, адаптации под конкретные проблемы со здоровьем.
Также предусматриваются некоторые дополнительные регулировки.
Они позволяют более эффективно адаптировать сиденье и спинку под потребности инвалида-колясочника.
Подробнее о возможных функциях и их значении при реабилитации будет сказано ниже.
Повышенная безопасность
Многофункциональные инвалидные коляски отличаются не только расширенным списком опций и регулировок.
Но и несколько иной конструкцией.
В частности, на них расширено межколесное расстояние для снижения вероятности опрокидывания вбок и назад/вперед.
Это необходимо, потому что людям с тяжелой инвалидностью сложнее правильно маневрировать коляской при езде.
Больший вес
К сожалению, коляски пассивного типа из-за более высокой функциональности ощутимо больше весят.
Ездить самостоятельно на них физически сложнее.
То же самое, но в меньшей степени касается и толкания кресло-коляски.
Повышенный уровень комфорта
Многофункциональные инвалидные коляски рассчитаны на более длительное пребывание в положении сидя.
И могут даже использоваться вместо
гериатрических кресел в домах престарелых и различных реабилитационных центрах.
Опции многофункциональных инвалидных колясок
Высокая спинка
Эффективнее снимает нагрузку со спины и поясницы, обеспечивая возможность длительного нахождения в кресле.
Высокая спинка обязательна для большинства людей с тяжелыми формами инвалидности.
Возможные регулировки:
-
Изменение высоты.
-
Незначительное изменение угла наклона (10-20 градусов).
-
Значительное изменение угла наклона вплоть до принятия спинкой горизонтального положения.
При наличии возможности выставлять спинку и подножки горизонтально, инвалид-колясочник может располагаться в кресле лежа.
В том числе, восстанавливать силы, менять точку опоры для снижения риска появления пролежней и спать.
Подголовник
Повышает уровень комфорта для инвалида-колясочника при нахождении в кресле инвалидной коляски, в том числе, во время езды.
А также фиксирует голову для людей, которые нуждаются в такой поддержке.
Как правило, подголовники для пассивных инвалидных колясок фиксируют голову с трех сторон.
Возможные регулировки:
-
Изменение высоты расположения.
-
Изменение угла наклона.
-
Охват головы (расстояние между боковыми поддержками подголовника)
Регулировку высоты можно считать обязательной, без нее адаптировать коляску полностью под рост инвалида-колясочника не получится.
Прочие настройки также полезны, но их отсутствие уже не столь критично.
Ремни натяжения сиденья и спинки
Позволяют настраивать жесткость сиденья и спинки, адаптируя их под анатомические и прочие особенности человека.
Опция гораздо важнее, нежели может показаться, особенно для некоторых категорий инвалидов.
Правильная регулировка многократно повышает удобство использования многофункциональной инвалидной коляской.
А также снижает вредное воздействие от длительного пребывания в положении сидя.
Контурное сиденье
Контурное анатомическое сиденье имеет небольшую возвышенность с передней стороны и по бокам.
Это возвышение служит барьером, не позволяющим инвалиду-колясочнику сползать с сиденья вперед, а также вправо/влево.
Использовать контурное сиденье имеет смысл только людям, которые в силу слабости рук не могут возвращать тело в исходное положение при сползании.
Либо в случаях, когда данная манипуляция самостоятельно возможно, но отнимает слишком много сил.
Контурные сиденья на многофункциональных инвалидных колясках практически всегда являются дополнительной опцией.
То есть, при заказе необходимо указывать, что требуется заменить в комплектации стандартное сиденье контурным аналогом.
Абдуктор
Абдуктор необходим для разведения ног у людей со спастикой и некоторыми другими проблемами.
Он представляет собой объемный валик и располагается на сиденье чуть ниже паха.
Также возможен ременный вариант абдуктора.
В данном случае предусматривается два ремня, каждый из которых фиксирует одну ногу в правильном положении.
Возможные регулировки:
-
Изменение места расположения по длине сиденья для адаптации под рост инвалида-колясочника (для объемных абдукторов).
-
Настройка натяжения и внутреннего обхвата (для ременных абдукторов).
Часто бывают случаи, когда абдуктор используется не только по назначению для разведения ног.
Но и как ограничитель, чтобы человек не сползал с коляски.
Это недопустимо, так как создается вредная и опасная нагрузка на паховую область.
Фиксирующие ремни
Грудные – имеют несколько точек опоры и фиксируют тело относительно спинки в правильном положении.
Тазовые – располагаются уже на сиденье и фиксируют тазовую область.
На многофункциональных инвалидных кресло-колясках фиксирующие ремни предусматриваются крайне редко из-за низкой востребованности.
Но их можно
докупить отдельно, если возникает такая необходимость.
Боковые поддержки
Подушки, располагающиеся по высоте спинки справа и слева от человека.
Их цель удерживать тело от заваливания на бок.
Как правило, используются для инвалидов, которые не могут самостоятельно передвигаться на кресло-каталки и нуждаются в поддержке верхней части тела.
Опоры для коленей
Боковые опоры для коленей в большинстве случаев используются в комбинации с абдуктором.
Абдуктор разводит ноги в области бедер, опоры же не дают им располагаться в форме трапеции, ограничивая раздвижение снизу.
Тормоз для сопровождающего лица
Из-за массивности и высокого веса многофункциональных инвалидных колясок, при их толкании с уклона удерживать конструкцию значительно сложнее.
Поэтому на ручке для толкания нередко предусматриваются элементы управления для торможения.
Обычно тормозные колодки (реже барабанный тормоз) устанавливаются на задние колеса.
Это основные опции, характеризующие пассивные инвалидные коляски.
Также на них предусматриваются все те возможности, которые есть на обычных кресло-колясках, включая ручной тормоз для инвалида, регулировку подлокотников, упоры для голеней, изменение высоты подставок для ног и т.д.
Выбор колес на многофункциональной кресло-коляске
По типу
Цельнолитые – обеспечивают высокую маневренность, не пачкают полы и не боятся проколов.
Но жестче езда, особенно по плохим дорогам.
Оптимальны для дома, а также для дома и редких неспешных прогулок на улице.
Пневматические – классическая комбинация металлического обода, камеры и покрышки.
Такие шины могут оставлять следы на половых покрытиях, собирать в кучу ковровые дорожки и даже ковры.
Для дома не лучший, но допустимый выбор.
Для улицы отличный вариант, так как коляска на пневматических шинах мягче и обладает более высокой проходимостью за счет лучшего сцепления с дорогой.
Если инвалидная коляска пассивного типа будет использоваться в холодное время года (по дождю, снегу, гололеду, морозу), то цельнолитых шин лучше избегать.
У них итак не лучшее сцепление с дорогой, а при морозе и осадках оно еще снижается.
По размеру
Многофункциональные инвалидные коляски могут иметь два вида задних колес.
1. Маленькие диаметром 30-40 см без привода для самостоятельного передвижения.
Подходят в случаях, когда коляску будет приводить в движение только сопровождающее лицо.
Неплохой вариант для дома и медучреждений, так как обладает более высокой маневренностью и лучше подходит для помещений.
2. Большие диаметров 50-60 см с приводом для самостоятельного передвижения.
Таким колесам отдается предпочтение, если инвалид-колясочник будет передвигаться и самостоятельно тоже.
Можно приобрести коляску с большими колесами и только для толкания.
Это оправдано, если она будет использоваться по большей части на улице, где большие колеса упростят преодоления различных препятствий (бордюры, нервности дороги, ступеньки и т.д.).
Прочие рекомендации по выбору
Складная рама – выбирайте, если необходимо перевозить многофункциональную коляску в личном автомобиле или общественном транспорте.
Материал рамы – если нужна максимально легкая модель, стоит немного переплатить за облегченную алюминиевую раму.
В прочих случаях подойдет более дешевая стальная рама с порошковым напылением от коррозии.
Подлокотники – нужны откидные или съемные, если инвалида необходимо пересаживать с кровати на кресло-коляску (рекомендуем для данной цели использовать специальную
доску для пересаживания).
Если же человек может сам вставать и садиться в кресло, то подойдут и фиксированные (несъемные).
Крайне желательно, чтобы подлокотники имели регулировку на высоте.
В противном случае, инвалиду-колясочнику может быть неудобно держать руки, если не совпадет размещение подлокотников с его ростом.
Подножки – оптимальным вариантом являются изделия с регулировкой угла наклона и высоты.
Они идеально адаптируются под длину ноги инвалида, делая пребывание в коляске более комфортным.
На подножках желательно наличие мягких упоров для икроножных мышц.
А при использовании абдуктора – также боковых упоров для коленей, тоже с мягкими вставками.
Подголовник – рекомендуем модели с возможностью регулировки по высоте и углу наклона.
Какой-то одной из этих настроек часто недостаточно, чтобы принять по-настоящему удобное положение без ненужной нагрузки на шею.