Отличительные особенности автомобильных кресел для детей с ДЦП и схожими патологиями.
Доступные опции, регулировки и системы крепления к сиденью автомобиля.
Назначение
Использование автокресла для детей с ДЦП по правилам дорожного движения РФ обязательно до исполнения ребенку 7 лет.
На переднем сидении эксплуатация автокресла необходима вплоть до 12 лет.
Это законодательные требования.
На практике же дети с ДЦП, как правило, нуждаются в применении автомобильного кресла и по достижении, оговоренного в ПДД возраста.
Поэтому ограничивать его использование 12 годами однозначно не стоит.
Почему ребенку с ДЦП опасно ездить без кресла:
-
Неправильное положение тела при езде и особенно быстрой, не редко заканчивается получением травм. От невинных легких растяжений до серьезных разрывов связок и вывихов суставов.
-
Отсутствие нормальной фиксации при езде практически всегда заканчивается для ребенка с ДЦП появлением болей.
-
Возможно усиление спастичности.
-
Для многих детей с ДЦП поездка на автомобиле без автокресла является серьезным стрессом и сопровождается страхом.
Таким образом, эксплуатация специальных автокресел для многих детей с ДЦП рекомендована до 18 лет и более.
Отличия автокресел для детей с ДЦП
Основным назначением стандартного автомобильного кресла – является защита ребенка при резких маневрах (например, экстренном торможении) и минимизация последствий для здоровья при ДТП.
Для детей с ДЦП основным назначением выступает все же правильная фиксация тела и устранение последствий ее отсутствия.
И только потом уже обеспечение безопасности при ДТП и от необдуманных действий водителя.
Соответственно разница между стандартным и специальным креслом заключается в наличии у второго целого ряда элементов, позволяющих зафиксировать ребенка в физиологически правильном положении.
Обзор функций автокресел для детей с ДЦП
3-х / 5-ти точечный ремень / жилет – обеспечивает фиксацию верхней части тела и выступает в роли ремней безопасности при ДТП, экстренном торможении, резких поворотах.
Боковые поддержки – дополняют ремень или жилет, не позволяя туловищу наклоняться вбок больше необходимого.
Причем, как в при спокойно езде, так и в экстремальных ситуациях.
Подголовник с боковыми поддержками – служит опорой для головы.
А также обеспечивает защиту от резкого смещения головы вправо, влево и назад при ДТП, спасая от тяжелых травм шеи и грудной части позвоночника.
Абдуктор – как и в других
приспособлениях для детей с ДЦП, используется для разведения ног.
Как правило, производители предусматривают каркасный вариант, как более безопасный именно для автомобильной езды.
Подставки для ног – применяются, чтобы ребенок чувствовал опору, если не достает ногами до пола.
Также потребность в них возникает, если необходима фиксация ног в терапевтических целях.
Поэтому подставки снабжаются ремнями для голеней и стоп.
База –
на некоторых моделях автокресло состоит из двух блоков: платформы и сиденья с вышеперечисленным функционалом на нем.
Платформа предусматривается, чтобы обеспечить возможность разворота кресла.
1. На 90 градусов, чтобы ребенка было проще помещать в кресло и извлекать из него.
2. На 180 градусов для обеспечения возможности езды спиной вперед (это нужно для детей до 1 года в целях исключения тяжелых травм шеи).
На некоторых моделях кресло с платформы также может полностью сниматься, превращаясь в переноску для ребенка с ДЦП.
Что очень удобно при частых и длительных поездках.
Позволяя не использовать коляску, чтобы переместить ребенка из автомобиля в дома / квартиру / кафе / поликлинику и т.д.
Опорная стойка – устанавливается с передней части кресла и упирается в пол.
Предусматривается, как дополнительная опция на автокреслах больших размеров для детей старшего возраста.
Стойка нужна для снижения нагрузки на крепления, в том числе, в случае ДТП.
Поэтому ее делают жесткой, но пружинящей.
При весе ребенка менее 40 кг докомплектация стойкой не имеет особого смысла.
Столик – небольшой столик, располагающийся в области бедер.
Упрощает принятие пищи и позволяет ребенку во время поездки заниматься своими делами.
Опция очень полезная при длительных выездах.
Регулировки на автокреслах для детей с ДЦП
Наличие регулировок не менее важно для автокресла, чем доступность специальных функций.
Так как они позволяют адаптировать место под ребенка, сделав поездку максимальной комфортной и безопасной.
На автокреслах могут быть следующие регулировки:
-
Изменение угла наклона спинки.
-
Изменение угла наклона всего автокресла.
-
Изменение высоты подголовника.
-
Изменение глубины сиденья.
-
Изменение длины подножек.
Последние две регулировки обязательны, чтобы автокресло могло «расти» вместе с ребенком и использоваться на несколько лет дольше.
Способы крепления автокресел к сиденью автомобиля
Способ крепления автокресла подбирается, исходя из доступных на сиденье автомобиля опций.
Поэтому в большинстве случаев выбирать не приходится.
Тем не менее, давайте рассмотрим доступные варианты и их отличительные особенности.
Isofix (Изофикс)
Кресло крепится к предусмотренным в сиденье скобам с помощью специальных жестких направляющих с замком.
Особенностью Isofix является простое и быстро крепление.
А также жесткость фиксации, не позволяющая автокреслу двигаться вперед-назад / вверх-вниз и смягчающая движение вправо-влево.
Жесткость является плюсом и минусом системы Isofix одновременно.
С одной стороны получается добиться неподвижности кресла даже без использования ремней безопасности и сэкономить время на установке.
С другой при большом весе ребенка во время ДТП и при экстренном торможении, жесткая сцепка может привести к поломке механизма.
По достижению ребенком веса в 18-22 кг, рекомендуется уходить от системы Изофикс, так как она может не выдержать нагрузки и подвести в самый ответственный момент.
Производные Isofix (мягкая сцепка)
Система также крепится к скобам на аналогичные механизмы с замком.
Однако сами механизмы находятся не на жестких и неподвижных направляющих.
Вместо них используются жесткие металлические направляющие, но с подвижным креплением к креслу.
Производные Isofix не столь практичны, так как не исключают полностью движения автокресла.
Оно будет немного двигаться во все стороны.
С другой стороны отсутствие жесткости в несколько раз повышает прочность узла и несколько смягчает нагрузку на организм ребенка при ДТП.
Производные Isofix (Seatfix и т.д.) оптимальный выбор при весе ребенка более 20 кг.
Крепление можно дополнить ремнем безопасности, если он предусмотрен на автомобиле (при отсутствии агрессивной езды можно обойтись и без этого).
Latch
Нижняя часть кресла крепится к скобам на механизм Isofix.
Но направляющие с замком не являются жесткими - вместо металлических пластин используются ремни.
Верхняя часть также фиксируется ремнем, но он уже крепится к задней части сиденья к аналогичной, как и спереди скобе.
Крепление Latch максимально надежное и обеспечивает хорошую почти жесткую фиксацию.
Оно подходит для детей разного возраста и веса.
Недостатком является только сложность и длительность установки автокресла.
Процесс занимает в среднем в 5-10 больше времени, чем у Isofix или его производных.
Система креплений Latch крайне редко встречается на автомобилях, ввозимых в Россию.
Поэтому и автокресла для детей с ДЦП к нам практически не завозят.
Ремни безопасности
На бюджетных автокреслах для детей с ДЦП могут отсутствовать системы крепления, перечисленные выше.
Фиксируются же такие кресла с помощью штатных ремней безопасности.
Данный способ требует много времени, так как нужно добиться плотного прилегания кресла к сиденью автомобиля.
Что сделать с помощью ремней не так-то просто.
Фиксация ремнем получается полужесткая, хорошо амортизирующая, достаточно надежная и выдерживающая практически любой вес.
Но важно, чтобы ремень не использовался для самого ребенка, а держал только кресло.
В противном случае добиться нормального прижимания кресла к сиденью не получиться и оно будет болтаться, что недопустимо.
Ремень безопасности хорошо удерживает автокресло от движения вперед и вправо-влево.
А вот от перемещения назад и вниз-вверх уже не так эффективен.
Поэтому системы крепежа Isofix, Seatfix и Latch для ребенка намного комфортнее, особенно при езде по плохим дорогам.